Зачем нужен бизнес-план?

Бизнес-план — это подробный документ, в котором излагаются ваши бизнес-цели, стратегии, аналитика рынка и финансовые прогнозы. Он служит дорожной картой для вашего бизнеса и помогает вам донести свое видение до потенциальных инвесторов и партнеров.

В этой статье мы опишем основные разделы бизнес-плана для внутреннего пользования, и если вы последовательно соберете информацию по каждому пункту, это позволит вам понять и оценить перспективы и риски реализации проекта. Если вам необходим бизнес-план для инвесторов, получения банковского кредита или господдержки, то в этом случае мы рекомендуем привлечь к составлению бизнес-плана соответствующих специалистов.

Примерное содержание бизнес-плана

 

1. Краткий обзор
  • Краткое изложение всех разделов плана
  • Описание компании и профиля ее деятельности
  • Бизнес-концепция
  • Миссия компании и ее цели
2. Анализ рынка
  • Оценка клиентов
  • Оценка конкурентов
  • Оценка поставщиков
3. План маркетинговой деятельности
  • Описание продукции и услуг
  • Отличия от конкурентов и преимущества для клиентов
  • Ценообразование
  • Маркетинговые стратегии и структура каналов сбыта или распространения продукции
  • Место ведения деятельности
4. Производственный план
  • Структура
  • Производственные мощности
  • Производственные операции
  • Персонал, управление и организация деятельности
5. Финансовые прогнозы
  • Финансовая деятельность: оборотный капитал, долгосрочное финансирование, финансирование из внешних источников
  • Финансовые прогнозы (прогнозы по продажам, постоянные издержки, займы и т.п.)
  • Бюджет денежных средств
  • Плановые финансовые показатели и финансовое управление

При всех своих преимуществах бизнес-план имеет один недостаток: трудоемкий процесс его написания может занять много времени, за которое изменяется бизнес-среда и устаревает рынок. В связи с этим бизнес-план может ограничить вашу способность адаптироваться к изменениям на рынке и затруднить корректировки в случае необходимости.

Что делать если бизнес уже запущен, а бизнес-плана еще нет?

Если вы уже начали свой проект без бизнес-плана, никогда не поздно его составить.
Сделайте последовательно следующие шаги:

  1. Определите, где вы находитесь: оцените свои текущие бизнес-операции, включая финансовые показатели, целевой рынок и конкуренцию.
  2. Установите свои цели: определите, чего вы хотите достичь с помощью своего бизнеса, поставьте реалистичные и достижимые цели.
  3. Проведите маркетинговое исследование: еще раз изучите свой рынок, чтобы лучше понять вашу целевую аудиторию и ваших конкурентов.
  4. Сформируйте план: используйте информацию, собранную в результате вашей оценки и исследований, для создания бизнес-плана, в котором четко излагаются ваши цели, стратегии и финансовые прогнозы.
  5. Пересмотрите свою текущую стратегию: скорректируйте существующую бизнес-стратегию, если она не соответствует вашим целям и реалиям рынка.
  6. Следите за прогрессом: регулярно просматривайте и обновляйте свой бизнес-план, чтобы убедиться, что вы на пути к достижению своих целей.

Составление бизнес-плана — ценное и полезное занятие для любого бизнеса, независимо от стадии его развития. Он является важным инструментом для любого предпринимателя, помогает сосредотачивать усилия, принимать обоснованные решения и, тем самым, качественно развивать бизнес.

Сейчас вы можете найти различные онлайн-ресурсы по составлению бизнес-плана для стартапа, включающие шаблоны, образцы и инструкции. Например, Агрегатор бизнес-планов, скачивать бизнес-планы здесь можно бесплатно. Тем не менее, всегда желательно обратиться за советом к профессиональному эксперту, чтобы получить индивидуальные ценные рекомендации в создании вашего бизнес-плана.