Потенциал: развиваем, раскрываем, используем

8 Май 2020Автор:Юлия Точная

Что нужно раскрывать и развивать, что мы называем нашей силой, скрытыми талантами и нереализованными способностями… Это – ПОТЕНЦИАЛ — скрытый от самого себя.

Точный разбор на тему: ПОТЕНЦИАЛ на YouTube канале IN to IN

Итак, в этой статье: значимые условия для развития потенциала — какие они; как раскрытие и использование потенциала влияет на личностную эффективность. 

Просвещение + Коучинг

Значимые условия для развития потенциала — какие они?

Потенциал — это наша сила, это то, на что мы способны, но по каким-то причинам это не реализуем/не используем. Мы обращаем внимание на свои личностные характеристики, качества, способности именно тогда, когда нас хвалят. Это происходит потому, что мы действительно хотим верить в то, что мы или наше поведение понравились другому человеку/были очень уместны в той или иной ситуации. 

Замечали ли вы, что после похвалы всегда хочется сделать/повести себя еще лучше, усовершенствоваться? Ну а просто в жизни, когда никто не выразил свое восхищение нашими талантами, очень малый процент людей самостоятельно стремиться к развитию своего потенциала. Дело, в том числе, в незнании подходящих/значимых условий для его развития. 

В конечном итоге на развитие потенциала влияет наша самореализация и в личной жизни, и профессиональной сфере.

Но чтобы качественно суметь себя реализовать и быть/чувствовать себя актуальным перед жизненными и временными вызовами, необходимо себя воспитывать и образовывать.

Воспитание связано с выработкой у себя соответствующих качеств, личностных характеристик, поведенческих реакций, а образование в получении необходимых для успешной самореализации знаний, умений и навыков.

Все это можно обозначить как саморазвитие. Поддержание себя в постоянном тонусе саморазвития способствует повышению вероятности качественного выражения личностного потенциала. Иными словами, если мы будем развиваться на постоянной основе, наши шансы качественно развить наш потенциал увеличиваются. На это также влияет состояние самооценки.

Как правило, у людей, которые постоянно повышают уровень своих знаний и качество личностных характеристик, самооценка адекватная, что способствует стремлению развивать свой потенциал.

Это можно делать как с помощью простого развивающего и повышающего мотивацию чтения/просмотра видео, так и посредством посещения тренингов и индивидуальных сессий, направленных на личностный рост. 

Значимым условием для развития своего потенциала также является выход из зоны комфорта.

Когда мы попадаем в нестандартную/стрессовую ситуацию, мы способны на большее, чем в «мирное» время».

Это связано с тем, что включается режим защиты/реагирования/принятия решения в обстоятельствах, требующих нашего самовыражения. Мы можем искусственно создавать себе подобные ситуации, в которых мы можем применить нестандартные способы решения/сложно просматривающиеся возможности с целью тренировки и обнаружения у себя потенциально значимых для нас знаний/навыков/способностей. 

Несомненно важным для развития собственного потенциала выступает анализ своих мыслей/поступков/решений.

Если мы можем проанализировать произошедшее, и как мы в нем себя повели, то в наших силах отметить для себя те свойства нашей личности, которые наиболее качественно повлияли на формирование сложившихся обстоятельств и приблизили нас к успеху.

Подобный анализ можно проводить с помощью коуча — специалиста, чьи намерения направлены на совместное с вами повышение вашей жизненной/профессиональной эффективности.

Специалист поможет увидеть ваши сильные и слабые стороны, поспособствует развитию ваших потенциально успешных характеристик личности посредством аккуратного, но точного аналитического взаимодействия и применения полезных техник/инструментов.

Также целесообразно проводить так называемый самокоучинг, то есть вы сами для себя выступаете в роли эксперта ваших действий/ситуаций/решений с целью осознания их причинно-следственных связей и для определения своих сильных сторон/потенциальных возможностей. Для этого необязательно владеть специальными техниками. Достаточно, чтобы у вас было желание понять/разобрать ситуацию и себя в ней, и чтобы вы были уверены в целесообразности/нужности/полезности данного анализа. 

Как раскрытие и использование потенциала влияет на личностную эффективность?

Раскрытый потенциал подразумевает то, что человек делает все, на что он способен. Но ведь порой даже сам этот человек не может с точностью заявить, что на большее он не способен, что это его предел. Такие фразы мы можем услышать/сказать только когда сдались, то есть признали свое поражение и победу других людей/обстоятельств. Но тогда речь не может идти о нашей эффективности. 

Раскрытый потенциал можно также характеризовать как наши достижения в чем-либо. Здесь уже есть смысл говорить о личностной эффективности.

Если то, как мы поступили/выразили себя в личной/профессиональной ситуации привело к повышению нашей успешности, значит мы «применили» себя эффективно, значит что-то мы в себе уже раскрыли…

Но чаще всего это происходит неосознанно, например в ситуациях, где нужно было повести себя быстро/нестандартно. Мы просто не успеваем понять/принять, что применяем что-то новое/ведем себя более качественно и т.д. 

Но вот осознанное раскрытие своего потенциала оказывает непосредственное воздействие на личностную эффективность.

Это связано с тем, что когда мы целенаправленно желаем раскрыть, как нам кажется, очень полезные способности/таланты, содействующие повышению жизненной/профессиональной эффективности, мы нацелены на результат, причем не одномоментный, а пролонгированного действия.

Получается, что раскрытие потенциала — это непрерывный и существующий до тех пор процесс, пока у человека будет стремление к более качественному самовыражению/желание достичь большего/лучшего. 

Над какими потенциалами целесообразно работать для повышения собственной эффективности?

  • Ценностный потенциал (ценностные ориентации человека; морально-этические направленности; идеалы и убеждения). Данный потенциал раскрывается путем осознания смысла своего существования/своей деятельности, стремления к совершенствованию своих мотивов.
  • Информационный потенциал (объем и качество информации, ее применение; социальное положение; самопознание и опыт знаний в целом). Раскрытие данного потенциала заключается в повышении образовательного уровня, получении/совершенствовании профессиональных знаний и информационных навыков.
  • Коммуникативный потенциал (общение и взаимодействие с другими людьми; умение аргументировать свою точку зрения, разрешить конфликтную ситуацию, владеть убеждением; взаимообмен полезной и обогащающей информацией). Работа над данным потенциалом связана с качественным межличностным общением, выбором его форм и содержания; разнообразием своих социальных ролей; умением «заводить» полезные и прочные контакты.
  • Творческий потенциал (выражение собственных талантов; качественное применение выработанных умений; способность к созидательному труду). Данный потенциал требует наличия сильного желания познать/создать новое, быть полезным, стремления реализовать себя в личностной (хобби) и профессиональной сферах с учетом своих потребностей и способностей.

Использование основных перечисленных и других потенциалов личности способствует качественному «применению» себя там, где мы нужны.

Степень эффективности нашей деятельности с использованием раскрытых потенциалов будет зависеть не от наличия тех или иных знаний/умений/качеств/навыков, а от того, каким образом и в каких условиях мы будем их реализовывать.

 

Юлия Точная, корпоративный психолог, бизнес-коуч