Движет и побуждает — это Мотив

18 Мар 2020Автор:Юлия Точная

Что нами движет, толкает нас на подвиги, зарождает наше вдохновение, а бывает, побуждает и к нехорошим поступкам … Это – МОТИВ — скрытый от самого себя.

Точный разбор на тему: МОТИВ на YouTube канале IN to IN

Итак, в этой статье: для чего нам нужен мотив; осознаем ли мы причины своих действий; о влиянии социальных мотивов; как замотивировать качественно и надолго.

Часть первая – просвещение

Для чего нужен мотив?

И убеждает, и побуждает, и движет, и подталкивает… Вдохновляет и убеждает, а главное мотивирует. Это сила, которая обозначает нам то, ради чего мы хотим думать на конкретную тему и для чего мы намереваемся совершать определенные действия. Мотив – это по сути причина нашей заинтересованности в чем-либо. Мотивом могут выступать как наши внутренние ценности/намерения, так и внешние воздействия со стороны, например, мнения/результат чужих действий и т.д. Мотив может быть как внутри нас, так и  может возникнуть после определенного влияния. Изначально мотивом выступает наша потребность, то есть то, что нам необходимо в любом случае. Уже далее мотивом может выступать наш интерес, убеждение, стремление сделать что-то и т.д.

Часто мы собираемся что-то сделать, но почему-то сделать не можем – как будто чего-то не хватает, какого-то порыва, желания… На самом деле, в этот момент мы просто не можем ответить себе на вопрос «а зачем/для чего?» мне это нужно сделать.

Как только ответ на этот вопрос в нашей голове сформирован, любые мысли и действия свободно укладываются в нашу жизненную концепцию, и мы готовы их выполнять. Мы понимаем для чего мы это делаем, и «видим» конечный результат, к которому хотим прийти. Мы замотивированы. Только если мы находимся в таком состоянии, мы можем чего-то достичь. Соответственно, чтобы замотивировать другого человека, нужно четко дать ему понять зачем/для чего ему делать то, что вы от него хотите или думать так, как вы хотите.

Хорошо замотивированный человек – это первый, самый важный шаг к достижению цели.

Осознаем ли мы причины своих действий?

Как понять, почему мы поступаем именно так, а не как-то иначе? Для каждого нашего действия в идеале должно быть объяснение. Чтобы это объяснение у нас было, мы должны четко понимать причины своих действий. То есть мы должны мочь объяснить смысл, зачем, для чего, почему мы поступили именно так. Чем мы руководствовались, на что опирались, что послужило мотивом к осуществлению данного действия.

Осознанно понимать причины всех своих действий не всегда легко. Многое мы делаем автоматически, потому что так привыкли… Какие-то наши действия вынужденные, а что-то мы делаем просто потому, что кто-то другой делает также…

Каждое наше действие влечет за собой следствие (последствия). И если мы не будем четко осознавать его причину (мотив), то значит и последствия мы тоже спрогнозировать не сможем. А как можно достигнуть желаемого (цели), если невозможно представить результат своих действий?

Наш мотив, наша движущая сила, должна быть осознана. Каждый раз, когда вы хотите что-то сделать, вы должны четко понимать, что это за действие, что именно привело (подтолкнуло) вас к его выполнению.

Осознанный мотив основывается на вашем интересе или убеждении. А вот неосознанный — чаще всего результат внушения или установки и, возможно даже не вашей.

Если мы осознаем свои потребности/желания, которые являются причиной наших мыслей/действий, то и сами мысли/действия становятся осознанными, а значит и их последствия (результат, итог) могут быть нами спрогнозированы, что явно способствует качественной постановке жизненных целей и задач.

Как на нас влияют социальные мотивы?

Иногда мы настолько хотим обладать значимостью и занимать важную позицию в обществе, что, забывая о своих истинных желаниях, делаем то, что не доставляет полезности ни себе, ни обществу. Мы начинаем думать об одобрении со стороны других, как о высшей награде. Гонимся за славой, за положением.

Конечно, ничего нет плохого в том, что каждый хочет сделать свою жизнь лучше, чем она есть. Но нужно четко понимать, в каком состоянии ваша жизнь сейчас. Точно ли ваши ценности, которыми вы руководствуетесь, истинны? Точно ли те желания, которые вы стараетесь удовлетворить, ваши?

Поддаться влиянию социального мотива легко. Реклама, пропаганда качественной жизни и выгодного взаимодействия делают свое дело. Но мотивация благополучия может легко перерасти в «слепую гонку» за лучшей жизнью, которая никогда не наступит, так как вам будет казаться, что лучшее впереди, в будущем. А живем то мы в настоящем…

Социальный мотив в своем узком смысле побуждает нас занимать определенную позицию в обществе, и эта позиция должна соответствовать требованиям общества. Но только эти требования придумали мы себе сами. Мы сами придумали, что должны определенным образом выглядеть, взаимодействовать с другими, выстраивать свою жизнь, стремиться к определенным вещам…

Просто задумайтесь, уверены ли вы в том, что, то, что вы делаете и то, к чему вы стремитесь – это влияние вашего истинного социального мотива?

Как замотивировать качественно и надолго?

Как побудить человека к действию? Как «заставить» делать то, что мы от него хотим? Этими вопросами чаще всего задаются руководители.

Основной мотивацией для сотрудника выступают денежные средства, так как они и есть главная потребность человека, который работает в подчинении. Но ведь и сам руководитель также фокусируется на деньгах, на получении прибыли, и это логично, просто потому что это основная цель его бизнеса. Но здесь важен момент пропаганды. Постоянно акцентируя внимание на доходах, он сам, того не подозревая, сосредотачивает своих сотрудников на том же самом – извлечении прибыли, материальной выгоде от работы. Это же естественно, можете подумать вы. Да, но изначально, цель для сотрудников должна быть другая.

Руководителям необходимо пересмотреть основную концепцию своего бизнеса и преподносить зарабатывание и получение прибыли как косвенную выгоду. Сотрудник должен ценить то место, где работает, гордиться работой в данной компании, желать сделать работу лучше, качественнее, так как от этого зависит престиж компании и ее будущее.

Получение зарплаты должно быть средством вознаграждения за отличную и успешную работу, а не целью нахождения сотрудника в данной компании.

В идеале каждый человек должен оставить после себя положительный след в истории жизни. Да и вообще всегда приятно, когда делаешь что-то полезное, и радуются от этого кто-то еще, а не только вы… Чем же мотивировать сотрудников кроме денежных компенсаций? На работе в государственных учреждениях это сделать достаточно сложно, а вот для людей, работающих в частном секторе немаловажны саморазвитие и самореализация. Это и нужно предлагать сотрудникам – только данная компания может дать такое развитие, которое содействует личностному росту сотрудника и его выходу на более высокую квалификационную ступень.

Сотрудник, изначально желающий занимать определенное место в компании, чувствовать важность своего нахождения там и ощущать свое достоинство принадлежности к данной компании, а не просто жаждущий получить месячную зарплату – это тот человек, который выведет вашу компанию на новый уровень.

Часть вторая – коучинг

Самомотивация

Если говорить о саморазвитии, задайте себе вопросы: зачем я делаю то, что делаю сейчас? К чему приведет то, что я делаю сейчас? Ответы должны четко отражать ваши желаемые направления – куда вы двигаетесь, шаги к вашей цели.

Пусть вашим основным мотивом будет то, что вы уже обладаете всем тем, что вам нужно. Представьте это. Как будто у вас есть все ресурсы и возможности мира. И этот мотив будет напоминать вам о том, что с такими возможностями как у вас вы просто обязаны быть успешными.

Очень важно подводить итоги дня, отмечать свои достижения, победы и даже незначительные успехи. Сделайте это своей привычкой. Тем самым вы концентрируетесь на положительных моментах вашей жизни, поднимаете собственную самооценку и направляете свою энергию только на успешную и качественную самореализацию.

Юлия Точная, корпоративный психолог, бизнес-коуч