Критика развивает. Или как заметить конструктив

13 Авг 2020Автор:Юлия Точная

Критика ассоциируется с осуждением, с разрушительным влиянием, с непринятием. Если сосредотачиваться на своих ошибках и недочетах, можно не увидеть способы их исправления.

Только эмоциональная невозмутимость и нереагирование на провокационные высказывания в свой адрес могут помочь заметить критикуемому полезный для себя конструктив. 

В таком случае любая критика воспринимается свободно, а замечания несут в себе заряд конструктива и полезности. Замечая и устраняя свои недостатки, работая над своим ошибками в целях достижения желаемого успеха, мы развиваем и совершенствуем себя и то, в чем мы задействованы. 

Важно ориентироваться на том, чего вы хотите достичь, к чему хотите придти, что хотите заполучить. И любую критику воспринимать через призму именно этого ориентирования. Тогда ваша продуктивность будет повышаться по причине вашего развития.

Но качественно критиковать не так просто. Важно продумать аргументы и ответы на возможные возражения. Также желательно не осуждать напрямую, если цель действительно помочь. Иначе критикуемый не ощутит значимости вашей критики, поскольку не увидит ее полезности для своего совершенствования.

Старайтесь косвенно обозначить моменты, которые требуют доработки. Важно, чтобы критикуемый самостоятельно понял, осознал и исправил свои недочеты. 

Конструктивная критика повышает грамотность личности, развивает, стимулирует к самовыражению эффективными способами. Если мы привыкли позиционировать себя определённым образом, взгляд со стороны может быть очень полезен для смены модели поведения или изменения видения ситуации, так как восприятие людей и их поступков у всех разное.

При критике необходимо сосредоточиться на полезных для вас вещах, которые можно использовать для качественных изменений в своей жизни и профессиональной деятельности. 

Самое сложное — не поддаться эмоциям. Ведь даже в деструктивной критике можно разглядеть конструктив. Если вас осуждают, и даже может быть агрессивно, сконцентрируйтесь на выявлении полезных для вас моментов, и вы сможете абстрагироваться от негатива критикующего. По разным причинам некоторые люди просто не умеют конструктивно высказываться, но это не означает, что вы должны оставаться с «осадком» после беседы с ними.

Определите для себя изначальный вектор беседы. Что важного может сказать вам этот человек? Чем он может вам помочь? Как то, что скажет вам этот человек, вы сможете использовать в своих целях? Для решения своего вопроса? 

На восприятие критики сильно влияет предвзятость. Если вы уже предвзято относитесь к критикующему вас человеку, вам будет очень сложно увидеть конструктив в его высказывании, а уж тем более воспользоваться им в благих целях. Тем самым вы лишаете себя возможности получить новое и, возможно, нестандартное (выигрышное) для вас видение обсуждаемой ситуации или ваших действий. 

Есть хороший пример: если я дарю вам плохой «подарок» (который пока мой), а вы его принимаете, значит он становится вашим, и вам приходится с ним что-то делать, как минимум «впустить его в свою жизнь». Но, если вы его не примите (примите только хорошие подарки), то плохой «подарок» так и останется у меня, а у вас будут только хорошие. Так и с осуждением.

Воспринимайте и пропускайте через себя только то, то может быть для вас полезным, благоприятным, качественным. А все плохое останется у тех, кто это высказывал («дарил»). 

Юлия Точная, корпоративный психолог, лайф и бизнес-коуч